Сегодня у каждого человека есть телефон или даже несколько. Но безусловное удобство может обернуться бедой, если вы столкнётесь с телефонными мошенниками. К сожалению, разными путями базы с номерами попадают в руки злоумышленникам.
Последние используют различные уловки, чтобы оказать на жертву психологическое давление и завладеть её деньгами. При этом люди старшего поколения чаще других оказываются обманутыми и лишаются накоплений, отдавая по неосмотрительности крупные суммы.
Как не стать жертвой
Самый простой способ — вообще не реагировать на звонки с неизвестных номеров. Однако он имеет серьёзный недостаток. Если речь идёт о пожилом родственнике, живущем отдельно от вас, убедить его не отвечать на подозрительные звонки может оказаться очень непросто. Зачастую никакие предостережения не действуют, по понятным причинам.
Что делать в таком случае?
Позвоните в техподдержку провайдера и поинтересуйтесь, есть ли техническая возможность отфильтровать все входящие звонки, кроме номеров «белого списка». Подобную настройку можно произвести и самостоятельно, если модель вашего телефона имеет необходимый функционал. Также можно зайти в личный кабинет пользователя и подключить соответствующие опции.
По каким признакам можно определить, что звонят мошенники?
Если звонки поступают со скрытых номеров, стоит насторожиться. В данном случае будет правильным без колебаний нажать клавишу «отбой».
Но чаще преступники применяют многоходовую схему, пытаясь воздействовать на вас психологически: атакуя неожиданным известием, предложением или требованием.
Например, некто представляется сотрудником банка и говорит, что ваша карта скомпрометирована, кто-то оформил на вас кредит, к счёту получен несанкционированный доступ или что-то подобное. Цель — выбить вас из колеи, напугать и таким образом ввергнуть в состояние растерянности с дальнейшим погружением в гипнотический ступор.
Если вы не успеете правильно отреагировать на атаку, то можете непроизвольно начать выполнять указания и, не отдавая себе отчёт в происходящем, в итоге собственноручно перевести деньги телефонным мошенникам или сообщить им секретные пароли и коды.
Прервать цепь опасных событий очень легко. Возьмите паузу, сошлитесь на то, что вам надо отлучиться и спокойно положите трубку.
Если беспокойство после подобных звонков долго не проходит, проверьте номер на сервисе ktozvonitvam.ru — возможно, в базе сайта номер злоумышленников уже зафиксирован и вы не только сможете выяснить масштаб домогательств, но и предупредить других людей, написав о своём опыте: например, что вы столкнулись с навязчивой рекламой, спамом или мошенничеством на доверии.
Стоит помнить, что звонить могут откуда угодно — якобы «из ФСБ», вашего банка или «казначейства», представляясь «службой безопасности» или сотрудником ведомства. Сохраняйте спокойствие и действуйте решительно — жмите «отбой» и заносите номер звонящего в чёрный список. В любом случае, за это вам ничего не будет.
Если звонят «из больницы», утверждая, что с кем-то из близких случилась беда, спросите адрес клиники, запишите имя и должность звонящего, после чего положите трубку и перезвоните общим знакомым или родственникам. Прежде всего — тому, о ком вам сообщили неприятную весть. Так вы убедитесь, что всё в порядке, и успокоитесь.
Случается, что звонки поступают от представителей компаний, которые хотят рассказать вам об услугах и товарах. Хотя само по себе это всего лишь телефонный спам, тем не менее это попытка развести вас на деньги через покупку ненужных вещей, что также потенциально опасно и может обернуться крупными неприятностями.
Куда жаловаться на телефонных мошенников
Поэтому обратиться с жалобой в соответствующие органы — это правильное решение.
Каким государственным органам можно пожаловаться на телефонных хулиганов, мошенников и спамеров?
1. Вашему сотовому оператору.
Технически, оператор в состоянии отследить звонки с «засветившихся» номеров и затем передать данные сотрудникам органов правопорядка. Одна из обязанностей сотовых операторов — помогать ловить преступников.
2. Полиции.
Чтобы дежурный зафиксировал ваше обращение, можно позвонить по номеру 102 или на горячую линию МВД. Ещё проще набрать 112 и объяснить ситуацию — вас соединят с нужным ведомством. На следующий день вам, скорей всего, перезвонит участковый, опросит о случившемся и предложит помощь, если вы хотите возбудить дело при наличии оснований.
Другой вариант — прийти в местный отдел полиции с паспортом и написать заявление. Важно заранее обзавестись доказательством — например, сделать запись вашего разговора с вымогателями, сохранить скриншоты приложения или сайта банка.
Ст. 159 УК РФ защищает граждан от действий мошенников. По решению суда им грозит наказание в виде крупного штрафа и лишения свободы.
Выводы
Без необходимости не переходите по ссылкам из спам-рассылок, не отвечайте на звонки с неизвестных, а также скрытых номеров. Не доверяйте манипуляторам, не вступайте с ними в беседу и не выполняйте указания, полученные по телефону от неизвестных лиц. Никому не сообщайте свои персональные данные, секретные коды и пароли.
Будьте начеку, чтобы не перевести деньги «на деревню дедушке». Следуйте простым рекомендациям и не позволяйте преступникам обогащаться за ваш счёт!
Статья очень полезная. Телефонных мошенников развелось огромное количество и наших и из сопредельного государства. И любая информация, о том как распознать и что делать в случае таких звонков просто необходима. Уничтожить эту нечисть конечно не получиться, поэтому способы не поподаться на их уловки нужно публиковать в максимально возможных местах. Спасибо за нужное дело.